«Дело авиаторов» В феврале 1946 года начальник главного управления контрразведки СМЕРШ генерал-полковник Абакумов попросил у Сталина санкцию на арест главкома ВВС Новикова, наркома авиационной промышленности Шахурина, главного инженера ВВС Репина, члена военного совета ВВС Шиманова, начальника главного управления заказов ВВС Селезнева и начальников отделов управления кадров ЦК ВКП(б) Будникова и Григорьяна. Мотивировалось это тем, что на протяжении войны руководители авиапрома выпускали «сырую» продукцию и по сговору с командованием ВВС при молчаливом согласии курировавших поставки техники в ВВС работников ЦК партии протаскивали на вооружение Красной Армии бракованные самолеты. В результате с ноября 1942 по февраль 1946 года произошло более 45 тысяч невылетов самолетов на боевое задание, 756 аварий и 305 катастроф по причине неполадок матчасти.
Сталин к докладу Абакумова отнесся скептически. Он понимал, что война требовала массированных поставок техники на фронт и если бы руководители авиапрома и ВВС посмели «тянуть волынку», проводя все испытания и приемку машин исключительно по букве инструкций, то были бы расстреляны еще в 1942 году. А поскольку наша авиация сломала хребет «Люфтваффе», значит, большинство самолетов, поступивших в Красную Армию, были все-таки достаточно высокого качества. Поэтому Сталин потребовал от Абакумова перепроверить данные: нет ли натяжек, не желают ли выслужиться на громком деле некоторые работники СМЕРШ?
Вскоре Абакумов предоставил более точные материалы. Например, по истребителю «Як-9у». После заводских испытаний опытного образца Шахурин ввел правительство в заблуждение, доложив, что самолет отработан. Но когда его запустили в серию, оказалось, что истребитель не набирает скорости, необходимой для боевого применения. Его крылья имели настолько низкую прочность, что, бывало, отваливались при полетных перегрузках.
В 1944 году Шиманов и Селезнев выезжали на завод, где представитель военной приемки забраковал около сотни самолетов «Як-9у». С ведома Новикова они распорядились продолжать выпуск «сырой» машины. В результате в части поступило около 4000 этих самолетов и более половины из них - с конструктивными недоделками. Будников и Григорьян знали о ситуации с «Як-9у», но не проинформировали об этом ЦК ВКП(б).
Аналогичное «покрывательство недостатков» люди Абакумова выявили и в отношении истребителя «Як-3». У 40 процентов этих самолетов, поступивших в ВВС, произошли аварии из-за задиров верхней обшивки крыла на больших скоростях. На самолетах «Ил-2», поступивших в ВВС в 1942-1943 годах, была также обнаружена непрочность обшивки крыльев. Кроме того, из-за нарушения технологии производства «давали слабину» стыковые узлы. Были случаи, когда у «Ил-2» в воздухе отваливались крылья и происходили катастрофы, сопровождавшиеся гибелью летчиков.
Ознакомившись с этими и другими материалами, Сталин санкционировал арест всех семерых «злоумышленников» и передачу дела в военную коллегию Верховного суда СССР
http://svpressa.ru/society/article/47436/