Уважаемые читатели, я хочу вам рассказать несколько случаев из моего противоречивого прошлого, которые во многом определили некоторые аспекты становления моей личности и морально-этических норм. Это случаи из глубокого детства, воспоминания о котором в большинстве своём затуманены. Однако мы все иногда попадаем в такие ситуации, которые навсегда врезаются в память из-за особенно ярких эмоциональных переживаний, испытываемых нами в эти моменты. Моя история начинается...
Эпизод 1: Трубочки с кремом.
Это был обычный день... Детский сад работал согласно стандартной программе: завтрак, занятия, прогулка, обед, дневной сон, полдник, прогулка. Вечером нас всех забирали родители.
Во время ежедневных занятий воспитатели старались развить у нас базовые навыки чтения и устного счёта. Естественно, все задачи, которые нам приходилось решать, были представлены в игровом виде. Сидя за партами, дети тренировали свой разум, изредка поглядывая вправо, в угол комнаты, где хранились все игрушки. Рядом с этим игровым уголком было расположено окно и вечерами тёплые лучи оранжевого солнца падали на кукол, игрушечную военную технику, скакалки, мячи и тому подобное. Эти коварные косые лучики выхватывали игрушку из тени и заставляли её будто сиять, смущая этим блеском молодые умы, сея смуту в их мыслях, сбивая с учебного процесса. Если ещё учесть то, что в этом углу лежал оранжевый ковёр (не играть же детям на голом полу), то вы можете представить, каким ярким местом был этот "золотой уголок", в который стремилась душа любого ребёнка. Однако, я предался воспоминаниям... История моя повествует о случае, проишедшем в час дневной, когда солнце ещё не сделало полный круг на небесном своде и не тревожило нас, оставив один на один с воспитателем и её задачами.
Метод стимуляции мыслительного процесса детей заключался в поощрении конфетами тех, кто первым давал правильный ответ. Так было и в этот раз... Задачи шли одна за другой и несколько детей уже стали счастливыми обладателями конфет, когда прозвучал вопрос, который я запомнил навсегда...
Выдержав паузу после предыдущего задания, воспитатель молвила: "На блюде лежат 10 трубочек с кремом. Хватит, наверное, всем. Сколько останется трубочек с кремом, если я крем съем?" Зудящее волнение сдавило моё сердце, ведь я знал ответ. Даже тогда, в таком юном возрасте, я всё же обладал каким-то логическим мышлением и понял, что трубочка с кремом сохранит свою форму, но утратит содержание, став просто трубочкой. И вот, среди общего хора детских голосов, выкрикивающих различные ответы, прозвучал мой отчаянный вопль: "Ноль!". Конфета была моей! Справедливая награда за правильный ответ. Я был счастлив... Но, очнувшись от фантазий, я вдруг понял, что никакой конфеты мне давать не собираются... Воспитатель повторяла: "Нет. Нет. Нет." А хор детских голосов всё не умолкал, пытаясь найти правильный ответ простым перебором всех вариантов. Я повторил свой ответ. И ещё раз... И ещё! Мой звонкий голос стал частью общего крика. Неизвестно, сколько времени бы это продолжалось, если бы не ответ одного из детей: "Нисколько!" Следующая фраза воспитателя прозвучала подобно приговору. "Правильно!" - сказала она и дала этому ребёнку конфету. Ребёнок этот, насколько я понимал, был её любимчиком...
В этот момент во мне что-то сломалось... Я не понимал, почему конфета до сих пор не у меня в руках. Я хотел что-то сказать, но обида загнала тяжёлый комок в горло. Мне стало ясно, что мир не такой, каким я себе его представлял. Несправедливость - это не часть сказки, которую читают на ночь. Она повсюду. Протяни руку - и ты дотронешься до её колючего тела.
Всю последующую часть дня я много думал... А во время дневного сна мне приснился кошмарный сон, в котором вокруг меня танцевали 10 пустых трубочек, изгибаясь в разных позах и пытаясь залезть мне в рот. Когда последняя исчезла у меня во рту, появилось довольное лицо ненавистного мне ребёнка, жующего конфету и сказало: "Нисколько, нисколько. Нисколько!" Я проснулся и ещё долго не мог заснуть, размышляя о реалиях бытия.
Полдник имел сладкий вид, но не принёс мне былой радости, как и час игры в "золотом уголке" после него. Солнце почему-то не светило уже так ярко, как это казалось раньше и цвета, в которые были окрашены игрушки, поблекли. Я стал замечать то, чего не видел ранее. Вот на мяче царапины от того, что им часто играли на асфальте, вот на свинцовой самоходке отпал кусочек краски, а на кубике видны отпечатки чьих-то зубов...
Вечером меня забрали домой. Ночь мягким ластиком стёрла обиду, а новый день открыл чистую страничку в моей жизни. Но мир... Сам мир для меня стал выглядеть иначе... Я понял, что несправедливость может проявляться и в моих действиях. Я сам могу когда-нибудь не дать кому-то конфету и тем самым обидеть человека. Это так легко сделать... Иногда можно ничего не делать и тем самым причинить вред. Думая обо всём этом, я решил, что постараюсь жить так, чтобы конфет от меня было намного больше, чем обид. Прошло немало лет и я не могу сказать, что чист, как стекло. У меня множество недостатков, как у любого человека... Но всё же я где-то даже благодарен судьбе, решившей кинуть мою детскую душу в этот тёмный водоворот несправедливости. Ведь из него я вышел другим человеком, подобно тому, как герой сказки "Конёк-горбунок" превратился в красавца, подвергнув своё тело термической обработке в трёх котлах.
А, как известно, что нас не убивает, делает нас сильнее...
Эпизод 2: Чужая корочка.
Мне никогда не нравилась пища, которой нас кормили в детском саду. Блюда, которые нам доводилось видеть на своих столах, принадлежали к той кухне, которой славятся также школьные столовые, а также те пункты питания, где люди не вкладывают душу в процесс приготовления пищи. Японцы говорят, что еда сперва должна радовать своим запахом, потом, по мере приближения к ней, видом, а затем уж и вкусом. Боюсь, в детсадовских кулинарных творениях не было ни первого, ни второго, ни третьего. У меня всегда хорошо была развита фантазия, ведь я мечтатель по природе своей... Однако назвать котлетой серый комок, покрытый слизью и огненно-оранжевой подливкой, которая сверху засыхает и покрывается коричневой коркой, я не могу. Вопреки всем моим протестам, воспитатели всегда заставляли сьедать как можно больше "вкусной" еды, чтобы, естественно, вырасти сильным, умным, здоровым, а потом (как же без этого?) стать космонавтом. Надо заметить, что космонавтом я никогда быть не хотел, поэтому такие доводы не казались мне убедительными, но я не мог идти против системы... Ел я эту всю эту стряпню достаточно медленно, ибо каждый кусок мяса, каждую ложку похлёбки приходилось впихивать в себя через силу. Я до сих пор не понимаю, как после всех этих ужасов у меня не развилась способность отрешаться от мира...
Скорость поглощения пищи имела большое влияние на социальный статус в группе, так как тому, кто сьедал всё раньше всех, оказывали уважение как товарищи по группе, так и воспитатели. Ложка, черпающая кашу, играла роль своеобразной лопаты, которой ребёнок мог прокопать себе путь на вершину всеобщего восхищения. Естественно, это также поощрялось разрешениями посетить "золотой уголок" или ещё какими-то наградами, которые наравне с наказаниями выдумывал воспалённый разум воспитателей. Долгое время бытовало мнение, что столы, за которыми сидят "чемпионы", развивают в человеке способность оставлять свою тарелку чистой первым. Надо отметить, что я опроверг эту теорию, проведя исследования, в которых участвовал сам. Однажды один мальчик из группы заболел и я сидел на том самом месте, где обычно сидел он. Эмпирический опыт дал возможность сделать вывод, что все эти слухи являются вымыслом, так как я сдал тарелку далеко не первым, хоть и старался как мог...
После обеда нас в принудительном порядке заставляли спать несколько часов. Вся наша группа спала в отдельной большой комнате, определённой под спальную. Те, кто не хотел спать, подвергались разного рода наказаниям, поэтому в случаях бессонницы лучшим выходом было просто лежать молча и смотреть на розовый потолок. Конкуренцию розовому потолку составляла розовая стена, но за время своего пребывания в детском саду я так и не решил для себя, что выглядит привлекательней... Впрочем, стены и потолок давили на меня одинаково, сковывая, огораживая от голубого неба, зелёной травы и тёплого песка детских песочниц. Однако я немного отвлёкся, ведь речь пойдёт не о стенах...
Однажды, после обеда, я как обычно готовил своё спартанское ложе ко сну. Эта рутинная операция контролировалась воспитателями. Видимо, они хотели найти ещё один повод наградить кого-то из своих любимчиков или наказать кого-то из "отверженных", в число которых входил и я, благодаря своим гастрономическим прихотям в первую очередь, естественно...
Визит нескольких моих товарищей по группе застал меня за взбиванием подушки... Я сразу понял, что это мне не сулит ничего хорошего, ибо "делегация" состояла не из одного человека. Они явно не хотели просто пообщаться... Из их слов я понял, что мне вменяется "недоедание обеда". Якобы на моём столе была обнаружена недоеденная корочка хлеба. Исходя из её положения на столе, следствие установило, что корочку оставил я. Корочка проходила по моему дела как вещественное доказательство и была предьявлена тут же для последующего употребления. Возможно, это не было бы таким уж страшным событием в моей жизни, если бы не субстанция, покрывающая одно из окончаний корочки... Она была вымазана в чём-то непонятном... До сих пор я не могу вспоминать ту минуту без тошноты, которая неизменно подкатывает к горлу. На вид это была каша, хотя я со своей живой фантазией уже начал подозревать, что это далеко не каша, а результат извержения пищи из чьего-то желудка. В любом случае, корочка не была моей. Я всё сьел и помнил об этом. Я был невиновен, но это никого не волновало...
Не знаю, чем бы это всё закончилось, если бы на помощь мне не пришёл один мальчик. Он сказал, что сьест эту корочку вместо меня, если уж это так принципиально важно для "делегации" и вышестоящего руководства в виде воспитателей. И он сделал это!
Я был поражён... Я до сих пор не могу понять, что толкнуло его на этот поступок, ведь с ним мы общались не очень тесно и не были хорошими друзьями. Однако самопожертвование этого человека, согласившегося сьесть эту мерзкую корочку, дало мне возможность понять, что мир не без добрых людей. Видимо, его воля оказалась сильнее моей и для него не составляло труда сьесть корочку, однако его никто не заставлял прийти мне на помощь, за что я ему очень благодарен. Увидев такое яркое проявление человеческого альтруизма, я понял, что и сам могу помогать людям в сложных ситуациях.
Все мы закончили детский сад и жизнь разбросала нас, стерев из памяти воспоминания о товарищах по группе, но имя и фамилию этого мальчика я помню до сих пор...
Эпизод 3: Утерянный рисунок.
Я с детства имел тягу к рисованию. Художника из меня не вышло, но я и сейчас частенько рисую различные вещи в векторном редакторе. Также меня не утомляет создание различных картинок даже с попиксельным редактированием в растровых редакторах. Предметы обьективной реальности мне не удаётся изображать корректно, но в детстве я об этом не задумывался и разрисовывал целые блокноты, некоторые из которых сохранились и по сей день, воскрешая в памяти былые мечты, полёты фантазии и чаяния души.
Рисовать приходилось чем попало, но я всегда любил фломастеры. Их яркие цвета всегда радовали детский глаз и давали возможность изобразить мир на бумаге более ярким и весёлым - таким, каким бы его хотелось видеть. К тому же меня восхищало свойство цветов смешиваться, образовывая новый оттенок. Именно при работе с фломастерами я понял, что сочетание синего и жёлтого цветов даёт зелёный, а красный и зелёный образуют тёмный цвет... Конечно, дома у меня ещё была гуашь, представленная множеством баночек с краской разных оттенков, но с гуашью я так и не подружился. Впрочем, как и с акварелью... Возможно, судьба решила, что химиком я не стану, так как никогда не мог рассчитать количество воды, необходимое для краски. Рисунки просто уплывали с моих альбомных полотен, как и надежды изобразить что-то великое, поэтому фломастеры не имели конкурентов в моих руках. Их мягкие перья мягко накладывали цветные линии на бумагу. Создавалось впечатление, что фломастер - это тюбик, из которого лениво но верно выдавливается краска.
В детском саду также выдавали фломастеры и я иногда предавался изображению своих душевных порывов на бумаге. Часто, после дневного сна, в сознании оставались обрывки сновидений. В детстве мне часто снились кошмары, но бывали и яркие сны, которые оставляли после себя некоторый след. И вот, как-то после полдника, если не ошибаюсь, я вооружился фломастерами и на маленьком клочке бумаги изобразил ту картину, которая стояла у меня перед глазами. Я не могу вспомнить, почему это была именно маленькая бумажка... Но точно помню, что это был не листик формата А5. Скорее всего я нашёл полотно для своего следующего рисунка просто в столе. Предположительно оно осталось после чьих-то занятий аппликацией. Впрочем, это не суть важно. Важно то, что на этом маленьком листочке я создал рисунок, поразивший меня тогда своей красотой. На фоне каких-то дверей в какой-то комнате стоял человечек возле какой-то установки. Я не помню, что это была за установка. Может это была пушка, а может прототипом послужила машина времени из художественного фильма "Гостья из будущего". Конечно, по нынешним меркам это был всего лишь детский рисунок с бедным набором обьектов, но тогда он поразил меня своей красочностью и оригинальностью. Я был горд собой и положил эту бумажку в стол - на хранение.
Однако поражён красотой рисунка был не я один, как мне пришлось выяснить позже... Моё наилучшее творение, продукт моего творчества, рисунок, подобных которому не было до тех пор... Он был похищен!
На следующий день я не нашёл его в столе... О, как я был обижен! Мой рисунок пропал! Но, ничего не поделаешь, жить надо дальше...
Детям свойственно часто менять настроение и я вскоре забыл об этом рисунке, переключившись на насущные проблемы, коих и так хватало во время ежедневных приёмов пищи, описанных выше.
В те времена рядом со мной за одним столом обычно сидела одна девочка. Имя её я помню смутно и потому не буду его называть, дабы не ошибиться. Относился я к ней нейтрально и особо много о ней не думал. Однажды за ней зашла её мама, чтобы забрать домой и последующие несколько минут раскрыли истинную природу этого ребёнка... Я стал свидетелем того, как эта девочка достала откуда-то мой рисунок, показала своей маме и сказала, что это она нарисовала... Это было мерзко! Мой рисунок, которым я обогатил этот мир, был похищен моей соседкой по столу. Но в этом было ещё только половина беды. Основная же обида возникла из-за того, что за рисунок похвалили не меня. Чужой человек воспользовался моими достижениями, не спросив разрешения и совершив кражу! Что я мог поделать? Не пойман - не вор. Осталось только молча наблюдать, как эта девочка принимает незаслуженно хвалу в честь своих изобразительных способностей...
С тех пор я стал более осторожно относиться к людям, так как понял, что доверять можно далеко не всем. Детский сад принимает к себе детей именно для того, чтобы дать им базовые понятия о том, как стать достойным членом общества. Что ж... Может путём таких лишений и обид я всё же получил полезный опыт, который и способствует осуществлению целей, поставленных перед нами воспитателями? С этой девочкой я не встречался после выхода из детского сада и не знаю, каким человеком она выросла, но я надеюсь, что тот случай, в котором фигурировал мой рисунок, не сбил её с праведного пути.