http://www.il2school.narod.ru (версия на 12.01.06)
Введение.
Настоящее пособие составлено группой энтузиастов и ставит своей целью обучение навыкам полета, ведению воздушного боя, его тактике и ряду других "хитростей" в авиасимуляторе ИЛ-2 "Штурмовик". Следует обратить внимание, что в пособии рассматривается применение приемов, которые можно применять и в других авиасимуляторах, но с поправкой на их особенности. В пособии не публикуются реальные инструкции по пилотированию, которые лишь затрудняют восприятие материала. К примеру, при реальном взлете пилота времен Второй Мировой войны он должен был по инструкции сделать десяток операций. В игре все гораздо проще и материал дается только необходимый, как правило, не применимый в реальности. Для тех же, кого интересуют вопросы реального полета, рекомендуем обратиться на другие сайты.
Пособие предусматривает не только материал по игре с компьютером, но и в сетевой игре с "реальными" противниками. К каждому разделу прикладываются схемы и учебные треки, которые наглядно раскрывают тему. (Для просмотра треков скопируйте их в директорию RECORDS в каталоге, где установлен симулятор. Просматривайте треки запустив игру через основное меню - "Архив полетов".)
Классификация треков. 00/00/000 - 00/... номер раздела, которому соответствует трек, .../00/... - номер страницы раздела, ...../000 - номер трека. Треки составлены в версии 1.04 и при обновлении версии будут переписываться.
Будем благодарны за Ваши отзывы, любые критические замечания и дополнения, включая составленные треки, направленные в наш адрес. Они могут быть опубликованы с Вашего согласия со ссылкой на авторов.
С уважением,
Команда разработчиков Учебника.
Треки: http://www.il2school.narod.ru/Novitsok/ ... n_trek.htm
Раздел 1. Основы основ.
ВЗЛЕТ.
(составлено при участии- пилота "KIRIK")
В принципе научится взлету вполне возможно. Главное надо запомнить последовательность действий и несколько важных правил, иначе вы можете потерять самолет или свою виртуальную жизнь. Существует две разновидности взлета. Первая, чаще всего применяемая в одиночной игре (кампания и одиночные миссии) это классический взлет, и т.н. взлет по «тревоге» или быстрый взлет. Второй способ чаще встречается в сетевой игре (интернет, локальная сеть). При игре в сети необходимо помнить об одной тонкости, которую необходимо внести в раздел «взлет» - сразу после загрузки игры ваш самолет может покатиться назад, не допускайте длительного отката!!! Сзади может стоять самолет партнера!!! Сразу же нажмите тормоз. Взлет начинается с запуска двигателя и обзора обстановки вокруг. Ведь вполне вероятно, что вне поля вашей видимости находится партнер или какое-либо препятствие. Можете, конечно, не осматриваться, но не говорите потом, что вас не предупреждали…..
Управление самолетом на земле. Первое чему вам стоит научится до выполнения взлета это выполнять развороты на земле. Существует два вида. Первый (поворот в движении) - при тяге 20-35% нажимаем на правую/левую педаль и одновременно нажимаем и отпускаем колесный тормоз. Ваш самолет начнет движение вперед с плавным поворотом в правую/левую сторону. Второй (разворот на месте) - вам нужно развернуться на 180 (359 J) градусов без движения вперед. Нажимаете на тормоз и удерживайте постоянно, нажимаете правую/левую педаль, добавляете тяги но 25-30% и самолет будет разворачиваться вокруг своей оси на 180/360 градусов вправо/влево. Главное не допускать резкого увеличения тяги, а при движении самолета на скорости резкого тормоза. Можно перевернуться или скапотировать. Разворот на месте особенно актуален при прохождении миссий или кампаний с включенным кокпитом для обзора и наблюдения за стоящими впереди вас самолетами партнеров. После запуска двигателя (на всякий случай нажимаете тормоз, не допускайте движения самолета) на месте разверните самолет на 30-45 градусов, открыв обзор вперед, и начинайте взлет, когда полоса будет свободна, вернувшись в стартовое положение обратным разворотом. Выруливание показано в треке KlassPosadka(Rulegka).trk после приземления самолета.
Классический взлет. Это первое, чему обучают летчика. И вы должны уметь делать его обязательно. Последовательность действий при классическом взлете следующая:
1. Установите закрылки в положение «взлет». Осмотритесь вокруг.
2.Установите шаг винта на минимальный, т.е. на единичку или, если же вы не умеете пользоваться шагом винта, то ставьте «шаг винта: авто».
3.Зажмите колесный тормоз, что бы самолет не «побежал» после включения двигателя.
4.Тягу установите в 0%.
5.Заводите двигатель.
6.После запуска двигателя разверните самолет на месте, чтобы убедится, что путь вперед свободен. Снова сориентируете самолет на ВПП.
7.Далее, держа зажатым колесный тормоз, постепенно прибавляйте тягу. Делай те это плавно, а то при прибавлении тяги рывками самолет будет дергаться и разворачиваться.
8.Почувствовав, что самолет уже пытается стронуться с места, отпустите тормоз. Тут главное не передержать, а то самолет может скапотировать (т.е. перевернуться). На каждом самолете момент отпускания тормоза разный. Так, например, на штурмовике Ил-2 тормоз можно и нужно держать пока тяга не достигнет 90-100%, а на истребителе Ла-5ФН тормоз лучше отпускать, когда тяга достигает всего лишь 45-60%.
9.Получив свободу, самолет начнет разгоняться. На разбеге появится разворачивающий момент, самолет все время будет тянуть вправо. Эту тенденцию к развороту надо плавно парировать педалями. Делайте это плавно, а то перевернетесь!!! Если же все-таки самолет начало кренить, попробуйте погасить эту попытку элеронами.
10.Самолет разгоняется. Его скорость увеличивается. По мере движения прибавляйте тягу. По достижении самолетом скорости в 160-170 км/ч плавно потяните ручку на себя. Самолет оторвется от земли и окажется в воздухе.
11.Уберите шасси, а по достижении самолетом скорости в 190 и 200 км/час последовательно уберите закрылки. Если самолет начинает заваливать к земле, снова выпустите закрылки.
12.Держите тангаж 10-15 град., чтобы одновременно набирать скорость и высоту. Внимание! Превышение угла взлета более 20 градусов неизбежно приведет к сваливанию.
Взлет завершен.
Взлет по «тревоге» с форсажем. Это вид взлета применялся летчиками второй мировой войны, когда надо было срочно перехватить налет на аэродром. Помните как в фильме «В бой идут одни старики…», «Кузнечик», молодой курсант, заработал свою первую победу? На аэродром эскадрильи напал одинокий мессер. «Кузнечик» быстро подбежал к самолету и, прыгнув в него, резко взлетел и сбил немецкого пилота. В тот момент был совершен взлет без выруливания на ВПП, с места.В игре подобный взлет выполняется следующим образом:
1.Вы опускаете закрылки в положение взлет и одновременно включаете двигатель. Пока двигатель заводится осмотритесь вокруг во избежания недоразумений. выпустите закрылки до положения "Взлет".
2.Шаг винта «1» или «авто». Как только двигатель запущен, быстро, но плавно переведите ручку тяги на 100%. Потом уже включите «форсаж». Держать колесный тормоз в этом случае не надо.
3.Разворачивающий момент в подобном взлете парировать нужно, но лишь для того, чтобы самолет не перевернулся.
4.Далее надо делать все как при обычном взлете. Только шасси с закрылками надо убирать одновременно.
5.Главное при таком взлете быстро набрать высоту и особенно скорость, для чего можно полностью выровнять самолет в горизонтали. Скорость вам будет очень нужна, чтобы противопоставить маневр против атаки нападающего. А большую высоту вам спокойно набрать не дадут. Практический совет, стремитесь взлетать в сторону врага, а не от него. Как не удивительно, но это даст вам больше времени на набор скорости, после лобовой (если она будет, то малая скорость вам здесь не помеха) противнику ведь придется еще и разворачиваться в вашу сторону, а взлетая от него вы просто подставляете себя в качестве мишени. Выгадывайте каждую секунду для дальнейшего набора скорости, не начинайте преждевременно маневрировать.
ПОСАДКА.
(составлено при участии - пилота "KIRIK")
Посадка - один из основных канонов, которому необходимо научиться. Без навыка посадки считать себя пилотом можно лишь условно!!! Покажите как вы садитесь, и будет видно на что вы способны. Посадка является одним из самых сложных действий при пилотировании самолета. Неудачный заход, слишком маленькая скорость, слишком большая высота, перетянул ручку штурвала, резко дернул элеронами, слишком резко начал маневрировать и т.д., и т.п. Причин неудачной посадки множество и реагировать на них во время посадки следует мгновенно. А для этого нужен ПОЛНЫЙ контроль над самолетом и максимальная сосредоточенность. Здесь будет рассмотрено три вида посадки: классическая, из пике и аварийная (на "брюхо").
Классическая посадка. Садиться классически надо уметь. Это все, что можно сказать. Последовательность будет рассмотрена по пунктам для более легкого восприятия материала.
1.Получив визуальный контакт с аэродромом, не стремитесь тут же сесть. Лучше немного над ним покружить для определения стороны, с которой лучше зайти. Можно воспользоваться картой. Старайтесь не садиться против солнца. В выполнении одиночной миссии или кампании запросите разрешение на посадку.
2. Заход на посадку начинайте за 4-5 км.
3. При заходе держите постоянную скоростьв 270- 300 км/ч, а высоту не ниже 450 м.
4. Выйдя на курс, когда конец ВПП будет по курсу, выпустите закрылки в положение «посадка». У самолета появится тенденция к кабрированию, нос самолета будет постепенно задирать вверх. Парируйте её рулем высоты.
5.Маневрируйте до тех пор, пока курс самолета не ляжет на ВПП. Если не получилось завести самолет на ВПП, то заходите на второй круг.
6.Опустите нос самолета так, чтобы конец ВПП находился в центре прицела, и держите его в таком положении. Самолет будет снижаться. Выпустите шасси. Скорось для выпуска шасси 250 км/час. Не повредите шасси большой скоростью, не на что будет садиться.
7.Держите скорость 200-230 км/ч. Если она увеличивается, сбавьте тягу, если уменьшается, наоборот, прибавьте. Идеально, если тяга будет находиться в пределах 30-40%. Менять тягу надо плавно, чтобы не сбить курс на ВПП. Если скорость упадет ниже требуемой, то появляется риск сваливания. Если выше, то можете промахнуться мимо ВПП.
8. Снизившись до высоты в 100 метров, начинайте плавно выбирать ручку джойстика на себя. Одновременно начинайте уменьшать тягу. Скорость будет уменьшаться, самолет снижаться. Чем плавней уменьшение скорости, тем плавней снижение и мягче касание.
9.Скорость во время касания не должна превышать 160-190 км/ч (это больше зависит от типа самолета и ТТД).
10. Если самолет подпрыгну от удара о землю, то прибавьте тягу, выровняйте самолет и попробуйте приземлиться еще раз. Если прыгнул очень уж высоко, то - тягу в 100% закрылки во «взлет» и уходите на второй круг (при повторном ударе сломаете шасси).
11. Почувствовав, что самолет уже идет по земле, отпускайте потихоньку ручку газа в нейтральное положение. Уберите тягу вообще (если она все еще не убрана).
12.После того как заднее колесо коснулось земли, начинайте потихоньку тормозить. Только не переусердствуйте. При торможении рукоятку джойстика берите на себя (что такое капотирование вы уже знаете).
13. Далее тормозите до полной остановки, а затем выруливайте к ангару. Посадка завершена. 0102001.trk. Посадка на самолете Ла-5фн.
Посадка из «пике». Опасный и сложный прием. При его исполнении убедитесь, что вы овладели техникой классической посадки. При исполнении посадки из пике, исчезает такое понятие как заход на посадку. Вместо него одно лишь пикирование. Зачем подобная посадка нужна? Для быстрого выхода из боя, для замены самолета и прочее. Можно конечно же выброситься с парашютом, врезаться в землю или просто закончить выступление, но это не солидно для серьезного пилота. (Приведу подходящий случай из практики игры по Интернету. Бой с самолетом Fw-190 на Ла-5ФН.. Нахожусь над своим аэродромом на высоте 1600-1700 метров. Кончился боезапас. Он уходит в облака. Надо садиться. Начинаю снижение. Вдруг надо мной пролетает трасса. Не долго думая, перекладываю самолет «на спину» и ухожу в пикирование с 1400 м на аэродром. Из пикирования сажусь. «Фоккер» видимо погнался за мной и не знаю, что у него там произошло, но он за секунду до того, как я начал выравнивать самолет на посадку, промчался мимо меня пулей и врезался в землю J.)
Выполнение посадки из пикирования.
1. С высоты в 1000-3000 метров начинайте пикировать на свой аэродром. Перед этим уменьшите тягу и опустите закрылки в положение «взлет». Это надо сделать для того, что не набирать скорость выше 400 км/ч.
2. Конец ВПП держите в прицеле.
3. На высоте 400-500 метров начинайте выравнивать самолет, выбирая ручку на себя, одновременно опустив закрылки в положение «посадка». Старайтесь выйти из пике на как можно более малой высоте. Метров 50 идеально. А иначе вам не хватит полосы для посадки.
4. Выровняв самолет параллельно земле, выпустите шасси
5. Планируйте по достижении скорости в 160-180 км/ч.
6. Далее все производится как при обычной посадке. Снижение, выбор ручки на себя, касание, выравнивание, торможение, остановка.
В принципе как обычная посадка с той лишь разницей, что все происходит гораздо быстрее и под более крутым углом. При наборе большой скорости пикирования выпустите закрылки до посадочного положения, если их заклинит, ничего страшно не случиться. На треке показана экстренная посадка на ближайшую дорогу. Обратите внимание на гашение скорости путем применения змейки.
Трек 0102002.trk.
Аварийная посадка (на брюхо). Посадка на брюхо не такой уж сложный прием, если вы научились садиться нормально на полосу. В случае подобной посадки нет нужды приводить самолет «в нужное место на нужной высоте». Таким образом, посадка на брюхо выполняется как обычная посадка, желательно на более или менее ровное место. Единственное, что тут надо учитывать, это характер повреждения, которое было нанесено вашему самолету. Если, например, не в порядке двигатель, то в этом случае лучше идти под более крутым углом, чем при обычной посадке, чтобы сохранить скорость. А вот если, к примеру, заклинило закрылки, то угол лучше взять поположе, чтобы погасить лишнюю скорость. Ну и как в случае с посадкой, выровняв самолет на высоте 50 метров, идите параллельно с землей. Постепенно ваша скорость будет падать, а самолет будет плавно опускаться, пока не коснется земли и не остановится. Оптимально иметь "посадочную" скорость 130-140 км/час, но это уж как получится. Усложненный вариант аварийной посадки (только для включенного кокпита) в случае, если фонарь забрызган маслом и обзор вперед очень ограничен. В этом случае используйте для выравнивания приборы, ну а если и они повреждены, периодически пользуйтесь обзором "взгляд на крыло". Это поможет соорентироваться.
Треки 0102003, 0102004 демонстрируют аварийную посадку разных уровней сложности.
СВАЛИВАНИЕ
Сваливание самолета это положение (состояние), когда ваш самолет не может продолжать полет в выбранном направлении из-за недостатка скорости. Сваливание в основном происходит при продолжительном наборе высоты, при горизонтальном полете с малым газом или выполнении затянутого маневра. Ваш самолет просто «клюнет носом» вниз, согласно закону всемирного тяготения, и полетит самостоятельно набирать скорость. Обычно скорость сваливания, без применения некоторых технических возможностей, составляет 100-120 км/час. Пытаться выровнять самолет во время сваливания практически бесполезно, да и в штопор можно угодить, поэтому дайте самолету спокойно набрать скорость (джойстик отпустите в нейтраль). В отдельных ситуациях можно еще и помочь самолету, направив его к земле небольшим усилием джойстика, и лишь затем, после набора скорости, выравниваться по горизонту. Даже в ситуации, когда вы идете вертикально вверх "свечой", и ваш самолет начал не «клевать» коком винта в землю, а сваливаться вниз хвостовой частью с отрицательной скоростью не пугайтесь, и не делайте резких движений джойстиком, иначе штопор вам обеспечен. Сбросьте газ полностью. Спокойно и плавно, педалью рудера, помогите вашему самолету сначала завалиться на крыло, а уж затем направьте его коком винта к земле. Далее вашему самолету необходим лишь свободный полет вниз для набора скорости и лишь затем выравнивайтесь по горизонту. Для выхода из сваливания и выравнивания полета по горизонтали самолету требуется минимум 400-450 м, исключение составляет случай сваливания из "свечи", когда самолет начинает сваливаться вниз хвостовой частью вперед. Здесь лучше иметь запас высоты не менее 1000 м. Минимальная высота сваливания указана для случаев, когда при сваливании вы не прибавляете газ и самолет сам набирает необходимую скорость для выхода и выравнивания (т.е. вам предстоит работать лишь одним джойстиком). Обратите особое внимание на это уточнение, если во время выхода на малых высотах прибавить газ, рассчитывая более быстро набрать скорость, то вы не сумеете стабилизировать полет самолета и скорее всего потерпите крушение. Именно избыток скорости вас и погубит.
Сваливанием можно управлять в своих целях, на нем построено выполнение отдельных приемов. О них смотрите в разделе 2 "Приемы воздушного боя".
ШТОПОР.
Штопор – самая нежелательная ситуация, если она создана вопреки желанию маневром пилота. Штопор происходит при срыве воздушного потока на плоскости, а проще говоря, в тот момент, когда правая или левая плоскость перестает нести самолет (создавать подъемную силу). Считайте, что в этот момент ваш самолет летит лишь с одним крылом, становиться практически не управляем и спиралью начинает мчаться навстречу земле.
Лучше всего эту ситуацию не допускать, своевременно реагируя появление на дисплее синей надписи «СВАЛИВАНИЕ» и обращая внимание на появляющуюся неприятную тряску (вибрацию) самолета. Это можно сделать или сбросом газа, или уменьшением резкости маневра, но рано или поздно ваш самолет обязательно(!!!) попадет в штопор и вам доведется увидеть, как синяя надпись станет белой. Нет такого пилота в авиасимуляторах, который ни разу не попадал в штопор.
Вот здесь вам и будет необходимо умение выхода из него, применив прием, который за всех нас первый в мире открыл и с успехом применил наш соотечественник, пилот Императорского воздушного флота. И спас тем самым столько реальных, да и виртуальных пилотов, что не сосчитать.
Выход из штопора прежде всего надо начать мгновенным сбросом газа, лучше до ноля. Вполне вероятно, что это может сразу помочь. Но уж вы своевременно не среагировали и самолет закрутило…. Определите направление вращения самолета, ручку джойстика оттяните от себя и в сторону вращения, так же в сторону вращения педалью рудера полностью отклоните руль горизонтального направления. Остается надеяться, что высоты хватит, что бы благополучно выйти из штопора. На малых высотах это и мало реально. При высоте в 1000 и более метров есть уже хорошие шансы. Если вы освоили выход из штопора…. При выходе из штопора ласково отнеситесь к своему самолету, дайте газ, отпустите джойстик в нейтральное положение, наберите скорость и лишь затем мягко выравнивайтесь. Сделав резкое движение не удивляйтесь, если самолет снова закрутит винтом.
Если не очень получается выход, то во время штопора можно попробовать очень плавно возвратить джойстик в нейтраль, переместить полностью от себя или строго по направлению вращения. Педалью рудера переместить руль в сторону противопо-ложную вращению. Попробуйте, это все помогает. И со временем и опытом у вас появится навык безупречного выхода из штопора. Но следует заметить, что даже тогда все равно будут ситуации, когда штопор прервет ваш полет… Очень стоит остерегаться штопора в положении самолета кокпитом вниз, войдя в штопор из такого положения в следствии положительных перегрузок экран дисплея покраснеет и вы полностью потеряете ориентировку. Если высоты не большая, лучше сразу прыгать.
Когда опыт появиться, тогда можно будет применять штопор и в качестве маневра. Об этом в разделе "Использование штопора".
ЗАВИСАНИЕ НА ХВОСТЕ ПРОТИВНИКА
Важным моментом тренировки пилота является овладение навыка "прилипнуть к хвосту противника", удерживаясь на нем во что бы то ни стало. Противник, применив один из известных (а может и неизвестных) вам приемов, будет стараться оторваться от вас или, пропустив вперед, самому занять выигрышное положение. Поэтому вам просто необходимо учиться «висеть» на хвосте на минимальных дистанциях, предупреждая любые защитные меры. Своевременно реагирую на все уловки преследуемого. Это может дать вам только «чувство» управления своим самолетом (тренировка), и как результат навыка - возможность произвести победный, решающий выстрел. Очень важным моментом в преследовании является постоянный визуальный контроль за действиями противника, самое оптимальное иметь такой контроль постоянно или стремиться к позиции, когда выпадение противника из вашего обзора будет минимальным по времени. Очень важное обстоятельство при преследовании, как только вы потеряли визуальный контакт с самолетом противника резко сбросьте скорость (ее можно сбросить условно - набором высоты) и направьте все свои силы на определение его местонахождения, а после возобновления визуального контакта, выбрав правильное направление движения и маневр, спокойно возвращайтесь опять к нему на хвост. Если вы потеряли противника, который скрылся под вашим коком, то самое необходимое, кроме сброса газа, это набрать резко высоту (например "свечкой"), и завалившись на крыло, отыскивать его, используя боковой обзор "на крыло". Не страшно, если самолет противника чуть оторвется от вас, рано или поздно вы сможете его догнать, а вот пролететь вперед него и самому превратиться в преследуемого уже менее приятная позиция. Не забывайте и слушать звук двигателя самолете противника, это более эффективно, если у вас в настройках игры в меню "Аудио" отключена операция "затенение звука". Обратите внимание, что в этом маневре стабильнее лететь с включенным кокпитом для более ясного определения местоположения соперника относительно вас и лучшей ориентации в пространстве.. Отключение кокпита может дезориентировать, так как указание стрелки (если она есть) показывает условное направление на противника, не показывая, например, направление его движения. Во время такого преследования необходим не только визуальный контроль за противником, но и достаточная виртуозность в управлении всеми системами самолета – джойстиком, газом, закрылками, педалями рудера. Можно отметить из них очень серьезный фактор, как управление газом, так как применяемое пилотом противника маневрирование будет иметь целью пропустить вас вперед, рассчитывая на вашу определенную долю невнимательности ввиду увлечением погоней (азартом неопытного охотника). Применение полного газа, а тем более форсажа в преследовании необходимо использовать только в случае попытки отрыва противника по скорости, но и в такой ситуации следует очень внимательно следить за скоростью сближения с самолетом противника. При помощи одного джойстика и педалей рудера задачу зависания на хвосте самолета соперника не решить. В треке 0111001 представлено зависание на хвосте у И-16 Мессершмитом серии Е. Стрельба ведется условно пулеметами винтовочного калибра 7,62 мм в правую плоскость. После условной потери визуального контакта и дальнейшем преследовании применено все оружие. Показано не только прилипание, но и уход самолета противника, его вторичное обнаружение и дальнейшее преследование. Только постоянная тренировка в "прилипании" к самолету противника даст вам такой необходимый навык, как умение преследовать противника.
ОСНОВЫ ТАКТИЧЕСКОГО ПОСТРОЕНИЯ БОЯ
Пилот, который до встречи с противником не планирует свои действия и лишь полагается на тривиальное везение во время ведение воздушного боя долго не удержится в воздухе. Не определившись заранее с тактическим построением своего боя по ситуации соприкосновения с самолетом или самолетами противника, пилот отдает преимущество тактически грамотному противнику до боя. Лучше иметь плохую тактику, чем вобще никакой. Тактически грамотный пилот при визуальном контакте с противником и сразу оценивает обстановку и начинает его выполнение. Не следует полагать, что это будет каждый раз повторяющееся и нудное действие. Для импровизации здесь огромное поле деятельности. Рассмотрим два основных принципа построения воздушного боя. Первый принцип (стиль) ведения боя - это так называемый "БУМЗУМ" (boomzoom), второй - "Воздушная карусель". Выдающиеся бумзумеры из реальных воздушных боев Второй Мировой войны - А. Покрышкин, Э. Хартман, самый именитый представитель приверженцев "воздушной карусели" - Г. Баркхорн (301 воздушная победа). Рассмотрим ниже каждый из этих стилей более детально, но сразу отметим, что можно по ситуации всегда применить тактику, в которой будет присутствовать элементы обоих тактических построений, т.е. будет проводится "Микст". Учитывая, что при миксте существует безчисленное количество комбинации, как по чередования стиля, так и продолжительности , то именно здесь для импровизации необъятное поле деятельности.
Тактика бумзума. Для воплощения тактики бум-зума особую роль играет выбор самолета, способного помочь вам в ее усуществлении. Самолет должен поддерживать высокую скорость пикирования, иметь хорошую скороподьемность. Очень важным моментом при выборе самолета является так же его вооружение. Из имеющихся советстких самолетов наиболее оптимально подходят для выполнения бум-зума Р-39. Самолеты типа Як с тяжелым вооружением по ТТД немного хуже приспособлены к бумзуму ввиду невысокой скороподьемности. Использовать же в бумзуме такой самолет, как И-16, значит заранее предопределить провал такой тактики, если вам будут противостоять даже не очень опытные пилоты. Из немецких самолетов для аналогичной задачи прекрасно подходит Мессершмит 109АС, вооруженный 30-мм пушкой Мк.108, Фокке-Вульфы 190. Менее удачно будет выполнять бумзум Мессершмит с установленными дополнительным вооружение в крыльевых гандолах (Допкомплекты серии R). Важным навыком для пилота выполняющего стиль бумзума является навык стрельбы с упреждением на высоких скоростях, особенно при нахождении самолета противника под капотом в слепой зоне. Выполнение такой тактики сводится упрощенно к получению преимущества перед противником путем набора значительно большей высоты и обеспечении своего самолета достаточной энергией для проведения атаки пикированием с последующим отрывом от противника на высокой скорости и набором высоты. Логическим завершением такой атаки, даже если самолет противника не выведен из строя, можно считать выход из пикирования на позицию недосягаемой для противника высоты и началом подготовки нового пикирования. Выбрав тактику бумзума необходимо прежде всего обеспечить себя временем на достаточный набор высоты, для чего просто необходимо не лезть в виднеющуюся вдали свалку, а наоборот отходить от нее, тем самым получая время для набора максимальной высоты. Самое оптимальное выбрать направление полета и набора высоты в противоположную сторону от противника и к облачности. В такой идеальной ситуации за несколько минут вы сможете набрать высоту 2000-3000 м и лишь затем начать обнаружение самолетов противника. При обнаружении противника не начинайте сразу же атаку пологим пикированием, так как вполне вероятно, что вам будет подготовлена неприятная встреча лобовой атакой. Лучше сделать над целью заход над целью, определив направление ее движения и немного сбросив скорость (помнить возможном флаттере при пикировании следует постоянно), начать атаку с задней полусферы. Оптимально зайти не строго с шести часов сверху, а сверху и чуть сбоку, так как в этом случае цель будет иметь большую площадь для поражения вашим огнем. Продолжительность очереди на опережения до трех секунд. Но если нет уверенности в попадании, то отрывайтесь уходом вверх и постоянно следите за противником. Момент открытия огня выбирается пилотом индивидуально. Для открытия огня возможны две основные позиции, которые выбираются в зависимости от ситуации или так же чисто индивидульно: непосредственно в пикировании или в выходе из пикирования. Вполне возможно, что первая атака не всегда будет результативной. Но за ней следует спланировать вторую и так далее до полной победы. Главное не терять энергию самолета, она защитит вас от преследования. Не поддавайтесь на провокации противника втянуть вас в воздушную карусель с потерей энергии. Если противник в численном большинстве, то вам придется непросто.
Сведем все принципы в Каноны выполнения БУМ-ЗУМа - 1. Выбрать самолет, позволяющий осуществить такой стиль воздушного боя. 2.Выбрать вооружение самолета, попадания из которого будут наносить максимальные повреждения скоротечной атакой. 3.Набор высоты относительно противника для реального воплощения тактики. 4. Экономия ресурсов самолета до начала ведения воздушного боя. 5.Обнаружение противника или его группы. 6. Быбор позиции для начала атаки в пикировании. 7. Оценка направления движения самолетов противника и внимательно отслеживание предпринимаемых защитных меневров. 8. Расчет точки соприкосковения с преследуемым, позволяющей произвести прицельный выстрел. 9.Выход из атаки в неудобную для противника сторону. 11. Собственная безопасность при отрыве от противника или его группы после атаки. 12. Правильный выбор позиции и дистанции стрельбы, обеспечивающих не только точность попадания, но и исключающую возможность столкновения с целью. 12 Использование затягивания противника на высоту, с целью заставить потерять его скорость при наборе высоты (что-то напоминающее игру в кошки-мышки). 13. Обнаружение цели, следующей на малых высотах и использующий маскировку камуфляжа для безопасного полета. (здесь следует обратить внимание на прием такого обнаружения, лучше всего действует включение кокпита на увеличенный обзор и использовать круговой обзор мышью. Так как при резком перемещении взгляда стрелками или шляпкой джойстика вполне вероятно пропустить и незаметить самолет противника..)
Воздушная карусель. Так же, как и для бумзума, при намерении вести бой в стиле "воздушной каруселе", пилот обязан прежде всего осуществить правильный выбор своего самолета. Из советских самолетов для такого стиля, как "воздушная карусель", очень хорошо подходят такие самолеты, как Як1, 1б, 3, Ла-5ФН, И-16. Из немецких самолетов это Мессершмиты серии Е, F, G-2. Набор средних или малых высот, в зависимости от обстановки редко составляет большую трудность, но вот набор скорости, для выполнения атакующих или защитных маневров представляет обязательную задачу. Обнаружение противника, находящегося на равной высоте или большей, в большинстве случае значительно облегчен, по сравнением с пилотом, ведущим боздушный бой с стиле бумзума. На самое сложное при начале "воздушной карусели" это выбор позиции вступления в воздушный бой (см. раздел "Тактика"), и несомненно постоянный и внимательный контроль за окружающей обстановкой во всех полусферах. Увлечение одной конкретной целью и ее затяжное преследование может привести к неожиданной атаке вашего самолета из слепой зоны (сзади снизу). "Воздушная карусель" мстит пилотам, уделяющим недостаточное внимание визуальному обзору, длительным затяжным маневрам и примолинейному полету. Одним из основных принципов воздушной карусели (если, конечно, это не бой один на один) является постоянное маневрирование, даже при преследовании противника. Вторым основным принципом можно назвать постоянный визуальный обзор задних полусфер. Ведение боя в воздушной карусели в редких случаях предусматривает использование критических мощностей вашего самолета, для нормальной маневренной борьбы достаточно сохранение средних скоростей в пределах 300-350 км/час. Закрылки, как правило, используются. Идеальное время преследование цели по разным источникам составляет не более 20-30 секунд, но по практическим полетам в он-лайне можно эту цифру увеличить почти в два раза. Иногда воздушную карусель еще называют так же и цирком, что вполне соответствует тем действиям, которые происходят, так как именно в ней, вам придется демонстрировать каскад всего арсенала техники, мгновенно превращаясь из преследователя в преследуемого, отрываться, начинать новую атаку и так далее. Для успешного ведения боя в стиле воздушной карусели просто необходимо иметь несколько "коронных" приемов сбрасывания противника с своего "хвоста." Приемы и тактика необходимые для воздушной карусели рассмотрены в разделах 2 (Приемы) и 3 (Тактика).
Смешанный стиль ведения воздушного боя. Достаточно часто встречающаяся ситуация, когда пилот по обстоятельствам, например, для окончательного успеха, меняет стиль ведения воздушного боя. Рассмотрим это на примере реальной он-лайновой схватки. Встреча противостоящих сторон произошла, по начавшемуся маневрированию стало ясно, что противоборствующие заметили друг друга. Мессершмит (109Ж-6\АС) был на высоте 3000 м, три советских самолета (два Р-39 и Як-3) шли примерно на высоте в 1500 м. До боя началось маневрирование: Мессершмит начал кружить над группой советских самолетов начавших набор высоты по широкой спирали. Выбрав удобное положение и наметив цель Мессершмит начал на нее крутое пикирование. Преследуемый самолет, своевременно среагировал на атаку и был направлен пилотом в сплит. Продолжать за ним погоню до земли на скорости приближающейся к предельной было достаточно рисковано. Мессершмит прервал атаку и крутой спиралью начал уходить вертикально вверх. Второй пилот Р-39 опрометчиво решил начать преследование ускользающего в высоту мессершмита, правда его выстрелы, ввиду значительной дистанции были очень неточны. Но вот увлечение набором высоты без достаточной энергии вскоре привел к сваливанию самолета. Показавшееся синее брюхо Аэрокобры позволило Мессершмиту, свалиться на него и расстрелять его. Затем мессер продолжил дальнейший уход вверх. Горящий Р-39 вскоре взорвался. Осталось два кружащих снизу противника. Снова была выбрана цель и повторный заход на Р-39 в пикировании заставил выброситься пилота с парашютом.... без крыла не полетаешь. Таким образом противники остались один на один. Несколько атак сверху пилот Яка парировал уходами вниз, после чего Мессершмит изменил свою тактику на "воздушную карусель". Выждав момент, он во время пикирования сбросил полностью скорость, и начал преследование Яка. Скорости вполне хватило на то, чтобы спокойно догнать самолет противника и пристроится к нему для выхода на позицию стрельбы. После некоторой воздушной акробатики выстрел из Мк.108 достал преследуемый Як. Таким образом "МИКСТ" является предусмотренным и планируемым комбинированием двух стилей ведения воздушного боя для эффективного достижения поставленной цели. На представленном треке представлен тренировочный воздушный бой с применением микста.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ВИРПИЛА :
1. После взлета (если это позволяет обстановка и противник не атакует) набираете высоту и при ее наборе внимательно следите за сохранением скорости. Скорость поддерживайте не ниже 300 км/час. Высоту набирайте максимально, чем выше, тем лучше. Спуститься вниз просто, а вот быстро и высоко подняться невозможно.
2. Во время набора высоты постоянно оценивайте обстановку. Осматривайтесь по сторонам, чтобы не пропустить появление противника. Не допускайте внезапного для вас появления противника.
3. Набрав высоту и определив обстановку направляйтесь к месту сражения. Если вы не один, держитесь группой, даже при разнице в высоте. Вполне вероятно, что вскоре кому-то, может и вам, понадобиться помощь. Группой легче как атаковать, так и обороняться.
4. При визуальном контакте с противником оцените обстановку и наметьте план действий (атаковать, защищаться, выжидать, прикрывать или что-то другое). Лучше плохой план, чем никакого.
5. Если у вас есть преимущество, реализуйте его, если нет, постарайтесь получить его. Если преимущество у противника – заставьте противника потерять его.
6. Атакуйте сперва то, что удобно (например, вывалившегося из боя, находящегося под вами с малой скоростью). Когда противник потеряет одного, будет легче сражаться в дальнейшем. Да и вам первая победа придаст силы и преимущества.
7. При значительном числе противников не лезьте в его середину в надежде все же догнать и уничтожить хоть одного. Скорей всего не дадут. Не увлекайтесь погоней «во чтобы то ни стало собью вражину», что вполне вероятно, вас при такой «слепоте» собьют раньше.
8. Осматривайтесь постоянно, не допускайте, чтобы возникла ситуация, когда вас собьет кто-то, подкравшись незаметно и тихо.
9. Если пришлось обороняться и снимать со своего “хвоста” противника, используйте все что вы знаете, главное постоянное, но не прямолинейное движение.
10. Всегда помните, что победит тот, сумеет перехитрить противника.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ
ВИРТУАЛЬНОГО ПИЛОТА
ВЗЛЕТ И НАБОР СКОРОСТИ.
Для более быстрого набора скорости вашего самолета при взлете в экстренных ситуациях, наряду с форсажем используйте выпуск закрылок лишь в боевое положение и постарайтесь не дать самолету оторваться от земли, пока не будет набрана скорость 180-190 км/час. Можно так же совсем отказаться от выпуска закрылок, но не допускайте после отрыва от земли угла набора высоты более 10 градусов до набора скорости в 200-210 км/час во избежания сваливания.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЛНЦА В ЗАЩИТЕ.
При защите от атаки используйте уход на солнце для начала выполнения резкого маневра ухода, начало которого противником будет не определено. Не используйте прямолинейный и длительный уход на солнце, противник догонит и найдет возможность прицелиться и нанести повреждения.
ОБЗОР В БУМЗУМЕ.
При выполнении полета в полном реализме достаточную сложность при выполнении стиля бумзума представляет своевременное обнаружение самолета противника, следующего на малой высоте. Для преодоления этой ситуации можно применить два приема, которые помогут в решении задачи обнаружения. Прием первый заключается в установке обзора "прильнуть к прицелу"(максимальное приближение) с последующим медленным ведением "взгляда" мышкой. Обзор ведется в правой и левой полусфере. Пусть небыстро, но зато надежно, ваш взгляд точно сможет зафиксировать цель, прижавшуюся к земле. Использование обзора путем управления взглядом клавиатурой такой эффективности не приносит. Второй прием заключается в периодическом пологом пикировании к земле с набором скорости и визуальным осмотром. При достижении максимальной скорости и высоты в 1000 м самолет уводится горкой вверх, в первоначальную позицию. Особое внимание при выполнении этого метода следует обратить на скорость пикирования, своевременно принимая меры для предотвращения превышения критической скорости и наступления флаттера. Оба метода имеют свои преимущества и недостатки. Первый метод позволяет оставаться незамеченным до начала атаки, но требует большего времени и тщательности осмотра местности. Второй метод не дает неожиданной атаки для противника, но позволят с большей простотой обнаружить его. Метод требует внимательного контроля за скоростью и сохранением энергии самолета для возврата на первоначальную высоту.
ОПТИМАЛЬНАЯ СКОРОСТЬ ВИРАЖА.
Оптимальная скорость виража самолета находится в пределах 340-370 км/час. Большая скорость при начале выполнения резкого виража вызывает перегрузки и потемнение экрана, меньшая скорость вызывает удлинение отрезка времени на его выполнение. С потерей скорости в вираже менее чем 250-270 км/час приводит к увеличения времени выполнения виража почти на четверть, падение скорости нище 200 км/час увеличивает время выполнения виража почти в два раза.
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ОБЗОРА, СЛЕЖЕНИЯ И ОБНАРУЖЕНИЯ.
При полете в полном реале и некоторых других случаях очень часто встает вопрос обнаружения самолета противника, слежения за ним в ходе боя (погони или наоболрот ) и определения свой-чужой для правильного выбора атаки. Для себя выработал несколько правил, которые помогают, но вполне вероятно, что они индивдуальны по некоторым показателям лишь моему компу.
Предже всего вывел переключение видами на сротл (F9), и в зависимости от ситуации пользуюсь или быстрыми взглядами назад и проч, или же пошаговыми. В быстрых взглядах поменял 6 на 3 и 4 на1, чтоб кпопкой быстрее попадать на так чсто нужный взгляд назад вправо/влево. Кроме того убирать руки на клаву очень часто не хватает времени,чтобы пользоваться переключтелем типов видов. (джой АБ2).
Для обнаружения противника у меня лучше всего идет на разрешении 800-600. Точка более жирненькая, не надо глаза ломать. И реже ее пропускаешь на больших расстояниях. Да и сам противник пожирнее кажется.
Для слежения за движением противника, особенно белым на фоне снега или можным камуфляжем на фоне зеленки оченьхорошо проходит установки - видимость - очень близко, детализация ландшафта - никакая, освещение - максимальное. Нету времени на березки любоваться. А вот самолет видно резко и хотя он и к земле прижался.
Свой - чужой опять таки разрешением при 1024 в определении силуэта мучаюсь. Все это односится к монитору 17 дюймов.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ МАНЕВРА ЗМЕЙКОЙ.
Движение змейкой при уходе - это периодическая смена направления движение (наример, постоянное чередование правого и левого виражей). Вполне законный вопрос, какая продолжительность движение в одном направлении до его смены на другое. Как правило, на больших дистанция (в 500-700м) движение выполняется по несколько секунд - 5-7, что примерно соответствует 3/5 от полуокружности и можно считать относительно безопасным. при сокражении дистанции между преследуемым и преследователем до 200- 250 м частоа смена направления движения существенно уменьшается до 1-3 секунд и лучше делать ее (смену направления) не с постоянным интервалом, а в рваном тепме, ориентируясь на реакцию преследователя. При невозможности, ввиду нехватки времени, точного определения местонахождения самолета противника визуально, это не трудно сделать по звуку. При удалении шума самолета противника обязательно установите визуальный контакт, он мог уйти вверх и готовить следующую атаку.
СТРЕЛЬБА И УПРЕЖДЕНИЕ В ОН-ЛАЙНЕ
Выбор упреждения при стрельбе в он-лайне в большинстве случаев отличается от аналога непосредственно с компьютерным противником. Это связано напрямую с качеством связи в процессе игры. Для он-лайновой игры характерен выбор немного большего, чем обычно, упреждения с увеличением продолжительности ведения огня для поражения цели. В ситуациях, когда вы как казалось бы, ведете огонь наверняка, а ваши трассы проходят сквозь самолет противника, не принося соответствующего разрушения, увеличивайте упреждение стрельбы и ваша цель будет поражена. При пинге у соперника достигающим 1000 и выше, выбор правильного упреждения затруднен в еще большей степени.
ТРИММЕР И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
Использование тримерров однозначно сказывается при крейсерском движении на постоянной скорости. Правильно оттриммерованный самолет летит строго прямолинейно без вертикального или горизонтального отклонения. Но к бою, когда скорость самолета постоянно меняется, триммера лучше ставить в нейтральное положение сосредоточив все управление на РУСе, рудере и газе. Но есть интересный момент использования триммеров рулей высоты на малых скоростях. Увеличивая триммер руля высоты до максимального положение (всего есть 20 "щелчков"), можно сделать, к примеру, петлю на скорости с 200 - 220 км час. Используя РУС это повторить не удается.
УХОД ОТ ПРОТИВНИКА
Приемов выхода из под удара существует достаточно большое количество, но по практике и статистике полетов в он-лайне можно определить, что наиболее безопасно выходить маневрами сплит и боевой заход, т.е. при разворотах со снижением высоты. Скорее всего это связано с ухудшением обзора для противника. Наиболее часто сбиваются, можно даже привести примерную цифру - 60%, самолеты, выполняющие защитные маневры с набором высоты, примерно 30 процентов самолеты, выполняющие горизонтальные маневры. И только 10 процентов можно отнести к самолетам, выполняющим маневры с уходом вниз. Прямолинейный полет противника не рассматривается.